Проект резолюции XIII международного конгресса рыбаков

Международный конгресс рыбаков является представительным форумом рыбной отрасли, решения которого направлены на соблюдение баланса интересов государства, бизнеса и общества в рациональном использовании водных биологических ресурсов.

В состоявшемся 4 – 5 октября 2018 года во Владивостоке  XIII Международном конгрессе рыбаков приняли участие представители Российской Федерации, Социалистической Республики Вьетнам, Федеративной Республики Германия, Республики Исландия, Канады, Китайской Народной Республики, Республики Корея, Республики Польша, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегия, Соединенных Штатов Америки, Японии.

На пленарном заседании и панельных дискуссиях  XIII Международного конгресса рыбаков обсуждались возможности и направления развития рыбной отрасли, механизмы распределения водных биоресурсов и государственной поддержки рыбаков, новые и вступившие в силу законодательные инициативы в сфере регулирования рыболовства и аквакультуры.

1.XIII Международный конгресс рыбаков констатирует:

В рыбохозяйственном законодательстве России произошли серьезные изменения, повлекшие за собой преобразование рыбной отрасли:

увеличение срока закрепления за предприятиями квот добычи водных биологических ресурсов;

обновление рыбопромыслового флота;

строительство рыбоперерабатывающих мощностей;

рост темпа развития аквакультуры.

Развивается портово-логистический комплекс.

Перед рыбаками поставлена задача увеличения экспорта рыбной продукции.

Участники XIII Международного конгресса рыбаков отмечают

— необходимость повышения роли отраслевых ассоциаций в вопросе обеспечения населения доступной рыбной продукцией;

— необходимость участия администрации субъектов в процессе заключения договоров на использование причальных сооружений;

— успешное завершение процедуры перезакрепления долей квот на новый 15-и летний период;

— наличие положительных результатов внедрения в законодательство механизма инвестиционных квот;

— необходимость выработки иных механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на модернизацию флота, береговую переработку, аквакультуру, а также формирование условия для повышения вклада отрасли в социально экономическое развитие регионов, продовольственную безопасность страны и увеличение финансовой отдачи отрасли;

— необходимость создания таких условий правового регулирования отрасли, которые будут гарантировать права инвесторов и повысят инвестиционную привлекательность;

— важность принятия взвешенных и экономически обоснованных решений, в том числе связанных с изменением отраслевого законодательства, регулирующего порядок предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов;

— недопустимость кулуарного обсуждения любых законодательных инициатив, в том числе касающихся перехода к аукционной системе распределения квот;

— отсутствие логики между инициативой аукционного предоставления права на вылов и целями, которые предполагается достичь благодаря этой системе;

— отсутствие решения вопроса промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне РФ. При разрешенном промысел и перезаключении договоров о закреплении долей квот на 15 лет, практически нет пригодных для этого лова орудий добычи;

— обеспокоенность неурегулированием вопроса переходных положений законодательства о рыболовстве в части возможности осуществления промысла в декабре 2018 года и перезаключения договоров пользования рыбопромысловыми участками для осуществления промышленного рыболовства;

— требования Закона «О транспортной безопасности» для судов рыбопромыслового флота крайне избыточны, вносят дополнительные административные барьеры, требуют неоправданных финансовых затрат.

— возможность применения ставки сбора за пользование водными биоресурсами, как ключевого механизма для решения задач по развитию судостроения и иных смежных отраслей, насыщению внутреннего рынка доступной рыбной продукцией, развитию переработки;

— важность создания рабочей группы с участием федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, отраслевых экспертов, по обсуждению законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части взимания ставок сбора за пользование водными биоресурсами;

— начало работы электронной системы оформления ветеринарных товарно-сопроводительных документов «Меркурий» без существенных негативных последствий для предприятий отрасли;

— наличие нерешенных проблем электронной ветеринарной сертификации продукции марикультуры, а также уловов маломерных судов и при промысле без использования судов, в том числе в труднодоступных районах;

—  экологическая сертификация является важным элементом конкурентоспобности рыбопродукции на мировых рынках сбыта;

— большая часть экспорта водных биоресурсов приходится на сырьевую продукцию.

2.XIII Международный конгресс рыбаков предлагает:

2.1. С целью увеличения экспорта рыбопродукции необходимо:

—  Определить приоритетные виды экспортируемой продукции из водных биологических ресурсов, виды продукции из них, целевые экспортные рынки, способы повышения отдачи и укрепления конкурентоспособности российского экспорта продукции из водных биологических ресурсов.

—  Учитывая амбициозные задачи по наращиваю экспорта рыбопродукции кардинально перестроить существующую экспортную модель, в том числе с учетом рыночной конъюнктуры.

— Более тщательно изучать ключевые экспортные рынки, а также осваивать новые рынки сбыта, которые в настоящее время остаются недооцененными.

— Создавать бренды отдельных производителей и продуктов, а также «зонтичные» брэнды.

— Привести отраслевые пищевые нормы стандарта на рыбопродукцию глубоководных промыслов в соответствие с мировыми стандартами.

2.2 В отношении проектов береговых рыбоперерабатыващих заводов:

—       определить приоритетные виды производимой продукции;

—       рассчитать себестоимость производимой продукции;

—       оценить уровень конкуренции производимой продукции;

—       определить потенциальные рынки сбыта производимой продукции;

—       ориентироваться на производство продукции для внутреннего рынка.

  • Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность изменения законодательства Российской Федерации:

— в области транспортной безопасности, исключающие суда рыбопромыслового флота из числа субъектов транспортной инфраструктуры, на которые распространяется данное законодательство.

— предусматривающее обеспечение условий комплексного морепользования при формировании рыбоводных участков с учетом осуществления рыболовства на данных акваториях;

—  в части признания российским товаром рыбной продукции, произведенной на российском судне в зависимости от его местонахождения, в том числе с использованием сырья полученного от иностранных судов;

— предполагающие передачу субъектам Российской Федерации гидротехнических сооружений (причалов) находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс»;

— предоставляющие создание условий для продвижения российской рыбопродукции на внутренний рынок страны;

— определяющие формирование национальной системы экологической сертификации российской рыбной продукции и продвижения ее на Мировой рынок;

— направленные на упорядочение, конкретизацию и упрощение процедуры прохождения государственной экологической экспертизы деятельности в сфере аквакультуры.

2.4  Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

— проработать и нормативно урегулировать механизм частно-государственного (научного) сотрудничества рыболовных компаний и отраслевых институтов, для поддержания интереса со стороны частных организаций проработать механизм предоставления льгот и преференций компаниям занимающимся исследованием новых районов промысла, глубин и водных биологических ресурсов;

— разработать упрощенный порядок введения новых объектов для промышленного рыболовства;

— в случае введения новых объектов промысла предоставить компаниям, участвовавшим в их изучении и исследовании, право закрепления за ними не менее 30% долей квот, от предоставляемых;

— разработать упрощенные процедуры утверждения новых методик, орудий лова и методов ведения промысла, санитарных норм и технологических инструкций;

— предусмотреть льготный налоговый режим для малоизученных или вновь вводимых промысловых объектов (льготы по уплате сбора за водные биоресурсы);

— привести санитарные нормы в соответствие с международной практикой развитых стран, в частности по определения доли и содержания мышьяка и ртути;

— усовершенствовать механизм формирования рыбоводных участков и проведения торгов через электронные аукционы.

3. Участники XIII Международного конгресса рыбаков благодарны его организаторам в лице Администрации Приморского края, Федерального агентства по рыболовству, отраслевых ассоциаций за проведение конгресса, организацию дискуссий на рабочих площадках форума по принципиальным вопросам инновационного развития рыбохозяйственного комплекса, что позволило принять полезные решения и рекомендации по повышению инновационной активности всех субъектов рыбохозяйственной деятельности.

Оргкомитет Международного конгресса рыбаков

тел./факс 8 (423) 240-28-82,  240-29-00

эл. почта: fishing@primorsky.ru